Владислав Назаров: «Клиентам агентств недвижимости нужны четкие правила» (газета "Бюллетень недвижимости")

25.07.2011

8 июля 2011 зарегистрирована и внесена в Росреестр (№ 0197) СРО НП «Объединение агентств недвижимости». 25 компаний Санкт-Петербургской палаты недвижимости взяли на себя повышенные обязательства перед клиентами. О планах и целях первой СРО агентств недвижимости в СЗФО рассказал президент СРО НП «Объединение агентств недвижимости» Владислав Назаров

- Как возникла потребность в создании саморегулируемой организации агентств недвижимости?

- Как и во всех остальных сферах экономики, механизм саморегулирования необходим для формирования прозрачных и четких правил игры, которые понятны партнерам, клиентам, органам власти. Любая услуга, предоставляемая клиенту, которая несет в себе потенциальный риск, должна оказываться сообществом или организацией, за действиями которой осуществляется контроль. Современное законодательство предусматривает две возможности. Контроль может быть как прямой, государственный – как в отношении банков с Центробанком, либо общественный - путем СРО. Мы выбрали второй путь. То есть ряд агентств недвижимости Петербурга объединились и взяли на себя дополнительную ответственность перед клиентом – выработали единые стандарты деятельности, застраховали свою ответственность и создали компенсационный фонд. В рамках СРО существует целый ряд инструментов, которые позволяют компаниям работать прозрачно и эффективно. Этот шаг петербургских компаний поддерживают и профессионалы и представители органов власти и конечно, клиенты наших компаний.

- Что выиграет потребитель услуги, если агентство недвижимости, в которое он обратился, является членом СРО?

СРО «Объединение агентств недвижимости» следуя букве закона, выбрало для себя как страхование ответственности членов СРО, так и создание компенсационного фонда – это своего рода двойная защита для клиента. Согласно 315-ФЗ должен быть создан как компенсационный фонд, так и предусмотрено страхование. В нашем случае, помимо компенсационного фонда, существует и коллективный полис страхования в размере 25 млн. руб. Каждое агентство недвижимости также застраховало личную ответственность.

- Не станут ли услуги агентств, входящих в СРО дороже? Ведь вступление в СРО предусматривает различные взносы.

- Материальная нагрузка в данный момент такова, что вступление в СРО может себе позволить не только агентство, но и индивидуальный предприниматель. Поскольку вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд и страхование – это достаточно недорогие инструменты системы безопасности СРО даже для среднего и малого бизнеса, то на конечной стоимости услуг для клиента участие агентства в СРО не отразится.

- Сколько СРО агентств недвижимости может быть образовано в Петербурге?

- Законодательство не регулирует количество СРО и их может быть столько, сколько будет создано бизнес-сообществами на данной территории. Регламенты работы таких СРО могут существенно отличаться, их профессиональные стандарты, качество работ и услуг могут оказаться различными. Думаю, что в будущем могут появится узко специализированные СРО в сфере жилой, коммерческой недвижимости.

- Сколько времени реально может занять переход рынка недвижимости к саморегулированию?

- Очевидно, что процесс создания добровольных СРО в России начался и продолжится еще в течение нескольких лет. Если говорить о законодательном регулировании рынка и создании обязательных СРО, то это более длительный процесс, поскольку известно, что многие законопроекты могут пылиться на полках годами, например, закон «О риэлторской деятельности», проект которого муссируется более 10 лет. Причем его продвижению не помогают все новые и новые редакции.

- Какие цели и задачи вы ставите перед собой как президент СРО в сфере операций на рынке недвижимости?

- Как президент новой СРО я ставлю перед собой несколько основных целей – повышение качества услуг для потребителя. И этого можно достичь только работая по единым стандартам, а также благодаря сбалансированным программам обучения и повышения квалификации агентов по недвижимости. Еще одна важная задача - минимизация рисков операций на рынке недвижимости, и как следствие - повышение уровня доверия потребителя к агенту по недвижимости. СРО это тот механизм, который способен реально избавить риэлторское сообщество от кризиса доверия, особенно когда агент выступает посредником при реализации государственных жилищных программ.