Журналисты и риелторы обсудили степень своей ответственности за информацию

21.04.2010
Должны ли СМИ проверять публикуемую рекламу и информацию риелторов и кто должен за нее нести ответственность? С точки зрения риелторов, пресса должна быть более внимательна к публикуемой информации, у журналистов другое мнение.

Некоторые риелторы пренебрегают своими юридическими и финансовыми обязательствами, они могут намеренно обманывать читателя и соответственно СМИ, обозначил проблему президент Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада, гендиректор РИА "Ленинград" — "Пронто-Петербург" Александр Евсеев на круглом столе 20 апреля в Торгово-промышленной палате Петербурга. Адвокат 1-й Ленинградской областной коллегии адвокатов Павел Сафонов подчеркнул ее значимость: "Люди слишком доверяют СМИ, и даже небольшая реклама в издании вызывает у них доверие к застройщикам или риелторам, ее давшим". В итоге люди часто попадают в ситуацию, когда застройщик продает заложенную квартиру. При этом правоохранительные органы, как отметил Сафонов, редко реагируют на данные инциденты как на мошенничество застройщика. А СМИ о таких примерах, по словам Павла Сафонова, сообщают реже, чем о строительстве какого-нибудь очередного комплекса.

"СМИ, конечно, не могут не публиковать рекламу, но относиться к размещаемой информации стоит внимательнее, — уверен Павел Сафонов. — Их желание заработать на рекламе, если они понимают, что она не вполне обоснованна, не должно превышать чувство долга и чувство социальной ответственности". На это Александр Евсеев заявил, что при всем желании он не может разобрать, где честная компания, а где черный маклер. "У меня, к примеру, 16 тысяч объявлений в каждом номере, мы не можем взять на себя даже моральную ответственность, что сможем все селектировать", — возразил он. Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов, в свою очередь, выразил мнение, что ответственность в данном случае лежит только на продавце недвижимости.

Мнения других экспертов в сфере недвижимости разделились. Так, исполнительный директор агентства "Александр-Недвижимость" Федор Дьячков напомнил, что согласно закону о рекламе СМИ имеют право требовать от рекламодателя документ, подтверждающий право на товар или наличие лицензии на оказание услуг. "Но сегодня создается такое впечатление, что политика некоторых СМИ заключается в том, чтобы появлялось больше незарегистрированных игроков на рынке недвижимости. Существуют издания, которые предпочитают работать с такими субъектами, которые не входят ни в какие ассоциации, не являются ни лицензированными, не зарегистрированными", — возмутился он. Вице-президент Российской гильдии риэлторов Александр Романенко согласился, что для потребителей важно выявить игроков, которых на рынке не должно быть.

Директор по развитию группы компаний "Бюллетень Недвижимости" Вячеслав Костров тут же спросил, а способны ли СМИ заставлять риелторов проверять информацию о размещаемой рекламе. Журналисты не должны сами проводить расследование по каждому случаю размещаемой рекламы, заниматься этим должны соответствующие органы, считает президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти и гендиректор АН "Дарко" Юрий Загоровский. Кроме того, по словам президента Санкт-Петербургской палаты недвижимости, гендиректора АН "Бенуа" Дмитрия Щегельского, проблема заключается в том, что закона о риелторской деятельности нет и круг ответственности риэлтора определить достаточно сложно.

Евсеев предложил собравшимся определиться хотя бы с требованиями и пожеланиями друг к другу. Гендиректор группы компаний "Бюллетень недвижимости" Игорь Келим отметил, что издатели должны лучше разбираться в риелторской деятельности, а риелторы — в издательской. По мнению Павла Созинова, роль специализированных СМИ состоит только в информировании. Согласился с ним и президент группы компаний "Авентин" Валерий Виноградов: "СМИ должны информировать потребителей о том, что делают компании, чтобы читатели могли быть уверены в их ответственности". Он также добавил, что необходимо обращать внимание на то, на чем в подобных изданиях строится аналитика — на базе рекламных предложений или реальных сделок.

Гендиректор журнала "Пригород" Дмитрий Синочкин заявил: "Мы хотим внятно доносить до публики, что может сделать риелтор, чтобы не обманывать". А президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев посоветовал СМИ "описать ситуацию на рынке недвижимости в России и, например, в Евросоюзе для того, чтобы читатели сравнили и уже сами делали выводы". Александр Евсеев отметил, что сегодня у СМИ должен быть особенно развит социальный слух. "Мы хотим, чтобы у нас было как можно больше социальной ответственности и добросовестных бизнес-граждан. Мы хотим, чтобы власть уважительно относилась к бизнесу, не подталкивала его к взяткам, неоправданным тратам, хотим, чтобы у нас было меньше недобросовестных рекламодателей, которые потом не выполняют свои обязательства", — добавил Евсеев.

Подпись: Анна Тульская
Источник: Лениздат.ру