Переезд заводов стоит дорого ("Деловой Петербург")

30.07.2010

За еще недавно считавшиеся злом больших городов промышленные предприятия вовсю идет борьба крупнейших регионов Северо-Запада

Но наделяя производственников налоговыми льготами и расчищая для них новые территории, власти порой забывают о рекреационной функции пригородов. Утрата крупнейшими городами промышленной функции становится общемировой тенденцией. Вывод производств из границ мегаполисов помогает решить множество проблем. Среди них: загрязнение атмосферы, грунтов и водоемов, ликвидация угрозы техногенных катастроф и их последствий, ослабление избыточной нагрузки на транспортную сеть, депрессирование прилегающих территорий, невозможность использования занятых территорий под современные, более востребованные и конкурентоспособные функции. Освобождение города от крупных производств наряду с достоинствами имеет и явные недостатки. Прежде всего потери местного бюджета от налогов и утрата рабочих мест. Поэтому крупные промышленные центры, желающие решить связанные с присутствием промпредприятий проблемы, ограничиваются выводом заводов на окраины, в специально подготовленные для этого места. ‘В Петербурге существует программа вывода промышленных предприятий из центра города, - говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец. - Согласно документу, предприятия должны выводиться в специально подготовленные промышленные зоны на окраинах, например, на Ржевку или в зону Предпортовая’.

Отдавать жалко Естественный меркантильный интерес становится причиной серьезной конкуренции субъектов Федерации за предприятия, подумывающие о переезде из центральных районов Петербурга. Недавно, например, в поселке Стрельна была открыта особая экономическая зона ‘Нойдорф’. ОЭЗ разместилась на двух площадках - на территории ‘Нойдорф’ в Петродворцовом районе и на территории севернее лесопарка Ново-Орловский в Приморском районе. ОЭЗ должна обеспечить наиболее привлекательные условия для инвестирования и работы на своей территории. Одними из ключевых аспектов инвестиционной привлекательности технико-внедренческой зоны являются налоговые льготы, полная инженерная подготовка территории, существование особого таможенного режима. Присутствовавшая на церемонии открытия ОЭЗ министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что главная цель создания ОЭЗ в Петербурге - дать импульс развитию высокотехнологичных производств, выпускающих инновационную продукцию.

Дорогой переезд Впрочем, несмотря на вмешательства из высоких правительственных сфер, преимущества переноса предприятий за пределы города спорны. По данным АРИН, средние затраты при выводе предприятия за пределы города, включающие упущенную выгоду за время простоя и недополучения аренды от сдачи площадей, принадлежащих заводу, составляют $600 за 1 м2. По мнению Екатерины Марковец, такие предприятия, как ‘Фармакон’ и ‘Силовые машины’, планировавшие переезд в Ленобласть, отказались от этих планов именно из-за неэффективности данного мероприятия. Наиболее успешные промпроизводства располагаются вблизи границ Петербурга, откуда прибывает в основном вся рабочая сила. Исключения составляют квалифицированные инженерно-технические работники и топ-менеджмент.

Пусть приходят новые В Ленобласти, как правило, строятся новые производства или новые площадки уже действующих предприятий. ‘Взять, к примеру, завод ‘Форд’ во Всеволожске или строительство порта в Усть-Луге’, - напоминает директор департамента маркетинга NAI Becar Наталия Черейская. Хотя отличия от Петербурга здесь не принципиальные. В Ленобласти также многое зависит не только от работодателей, но и от администрации региона. ‘Строительство промышленных предприятий потребует создания инфраструктуры для работающих на них - строительство жилья. Вместе с тем новые заводы и необходимая для их работы инфраструктура могут дать толчок развитию территорий’, - добавляет Наталия Черейская.

Пригороды нуждаются в зонировании Задействовав значительные ресурсы на привлечение в регион инвесторов, стоит помнить и о тех, ради кого в конечном итоге все это делается, - о жителях Петербурга и Ленинградской области. По мнению председателя правления Северо-Западной палаты недвижимости Павла Созинова, существует конфликт интересов собственников промпредприятий и девелоперов, которых пригородные земли привлекают для коттеджной застройки. ‘Наиболее остро эта проблема проявляется на границе Курортного и Выборгского районов. Здесь дорогая земля и хорошее место для строительства малоэтажных комплексов. Но здесь же, в курортной зоне, расположены и складские помещения’, - говорит Павел Созинов. Аналогичная проблема существует во Всеволожске, где находится крупная промышленная зона с заводами ‘Русский дизель’ и ‘Форд’. В то же время Всеволожск - одна из любимых зон отдыха петербуржцев. И стоимость земли здесь одна из самых высоких. Пока направление развития Всеволожска не определено. Отсутствие ясности тормозит действия инвесторов. В Северо-Западной палате недвижимости считают, что необходимо законодательно определить статус и возможности функционального использования земель вокруг мегаполиса с учетом развития транспортной инфраструктуры и дальнейшего экономического развития Петербурга и Ленинградской области. ‘Итогом такой работы должна стать реально действующая федеральная программа по развитию пригородных территорий, - говорит Павел Созинов. - В документе должны быть однозначно определены курортные и промышленные зоны’. Свободных или находящихся в рыночном обороте инженерно подготовленных территорий критично мало даже у городской черты. Снижение цен на землю за время кризиса в 2-3 раза стимулирует рынок незначительно - даже реализация на территории промышленных зон проектов первоклассной жилой и коммерческой застройки не покроет расходов собственника на передислокацию. В этом процессе часто не обойтись ни без дубинки, ни без пряника.


Алексей Шаскольский

Заместитель руководителя Департамента оценки Института проблем предпринимательства

Петербург объективно заинтересован в решении проблемы неадекватного использования дефицитного и невосполнимого ресурса - земель городского центра и прилегающего промышленного пояса. Проблемы реорганизации промышленных территорий в составе городских агломераций успешно решаются на Западе, есть множество наглядных примеров того, как это делается; уже есть и отечественный положительный опыт. Но расставаться с налогоплательщиками в процессе вывода предприятий в область городу не любо, и только возможная перспектива объединения Петербурга с областью снимет это напряжение.

Источник: газета "Деловой Петербург" приложение "Регион роста" от 30.07.2010